Мое самообразование




Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Более того, сегодня самообразование - одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ.

 

     Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня.

Эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

 

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

 

Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Само­образование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

 

  Общество постоянно предъяв­ляет требования к системе обра­зования. Меняются приоритет­ные направления, принципы, формы и методы организации дошкольного воспитания. Разра­батываются новые программы, технологии с обновленным со­держанием, вариативностью форм проведения познавательных занятий, режимных момен­тов.

Воспитатель обязан своевре­менно знакомиться с новация­ми, пополнять профессиональ­ный потенциал, совершенство­вать педагогическое мастер­ство, применяя на практике новые образовательные техно­логии. В течение учебного года  углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

 

  Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

  • Изучение учебной и научно-методической литературы;

  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

  • Изучение новых программ и педагогических технологий;

  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

  • Повышение общекультурного уровня.

 

  Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, — одна из важных задач образования.

 

    Чтобы не отстать от времени, педагогу необходимо постоянно совер­шенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогиче­скими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития.



Тема самообразования: «Методы и приемы ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
2023-2025 год
План по самообразованию
Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста в процессе использования приемов ТРИЗ-технологий


Каждому педагогу известно, насколько уникальным является дошкольный возраст. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

С первых дней жизни дети активно пытаются познать окружающий их мир. При этом они получают информацию и анализируют ее, стараются понять закономерности тех или иных процессов. Конечно, в силу возраста они еще с трудом делают это, поэтому чтобы помочь дошкольникам увидеть всю многогранность окружающего мира, его противоречивость, педагоги ДОО прибегают к методике ТРИЗ.

Технология ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) – эффективное направление, содействующее развитию умственных способностей дошкольников и их творческого воображения.
Используя в обучении детей элементов ТРИЗ, можно помочь им научиться анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.
Интерес к изучению технологии ТРИЗ с детьми шестого года жизни нашел свое отражение в объемном модуле по самообразованию.


Цель: 
повышение уровня собственной профессиональной компетентности по вопросу развития у воспитанников поисковой активности, творческого воображения и стремления к новизне.

Задачи:
проанализировать методическую и психолого – педагогическую литературу по теме;
оценить целесообразность и успешность использования методов и приемов ТРИЗ для развития у воспитанников поисковой активности, творческого воображения и стремления к новизне;
способствовать педагогическому просвещению родителей по вопросу интеллектуального развития детей;
поделиться опытом с коллегами по изучаемому вопросу на уровне ДОО и в СМИ.

Ожидаемые результаты по мере изучения темы:
для детей:
у детей активизируется интерес к окружающему миру, упорядочатся их знания о явлениях природы, представления о веществах в различных агрегатных состояниях;
дети научатся самостоятельным рассуждениям по отношению к объекту, как к единому целому, имеющему определенное назначение, состоящему из взаимосвязанных частей, функционирующему в какой – либо среде и имеющему прошлое и будущее;
дети овладеют навыками классификации предметов по внешним признакам, а также знаниями о свойствах предметов;
дети научатся выделять противоречия в различных жизненных ситуациях;
дети научатся самостоятельно играть в игры по сужению поля поиска.
для педагога:
удастся повысить личный уровень теоретических знаний по вопросу использования методов и приемов ТРИЗ в работе с дошкольниками;
удастся создать объемную методическую базу для дальнейшего применения на практике;
удастся добиться положительной динамики качественных показателей высокого уровня сформированности познавательного развития и коэффициента оригинальности у воспитанников;
удастся добиться преемственности между семьей и образовательным учреждением по вопросам интеллектуального развития дошкольников.
Диплом 

участника курса
"ТРИЗ-педагогика как эффективный метод реализации речевого развития воспитанников и учащихся по ФОП ДО и ФОП НОО"
12-17 мая 2024 года 36 часов




Тема самообразования: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через  игровую деятельность»

 2017- 2022 г.г.
Картoтeкa игр пo экoлoгическoму вoспитaнию
Природа — это богатство, которое воспринимается человеком как данность. Умение ценить и беречь её, к сожалению, доступно далеко не всем. Зачастую такое положение вещей объясняется недостатком воспитательного процесса в условиях работы учреждений образования. Именно поэтому Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) экологическое воспитание включено систему формирования знаний, умений и навыков подрастающего поколения.

Содержание

1.Актуальность темы

2 Цели и задачи по теме экологического воспитания  детей дошкольного возраста через дидактическую игру.

3. Таблица: темы, цели и задачи самообразования по теме для разных возрастных групп


§  1 Наглядность

§  2 Наблюдение

§  3. Беседа

§  4. Стихотворения, песни, загадки

§  5.Театрализация

§  6. Игра




Актуальность темы

   Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.

Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать еще больше.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия, разработка и подборка дидактических игр помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Цель:

- Формирование у детей элементов экологического сознания к природе;

- формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер;

- развитие экологически воспитанной  личности, формирование гуманного отношения к природе.

-Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей

Задачи:

- пополнить педагогическую копилку новой информацией;

-изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений.

Форма самообразования: индивидуальная

Предполагаемый результат:

-Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс

-Воспитание защитников природы

-Творческая активность воспитанников

Это интересно. Выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо, где живём мы, птенцы природы». В.А. Сухомлинский

В процессе работы над темой, планирую:

·         составить картотеку обучающих игр, прогулок, конспектов занятий и развлекательных мероприятий по теме для своей группы;

·         работать над созданием экологических уголков в группе;

·         заниматься экологическим просвещением детей и их родителей.

Представленные цели и задачи, как и темы, являются обобщённым вариантом, в то время как для каждой возрастной группы есть свои особенности.


Система работы ведётся по принципу пирамиды: новые знания, умения и навыки надстраиваются над уже имеющимися, то есть освоенными в прошлом году.

Таблица: темы, цели и задачи самообразования по теме для разных возрастных групп

Возрастная группа
Специфика выбора темы
Цели
Задачи
Младшая (первая, вторая)
Акцент делается на разработку системы дидактических игр для этого возраста.
  • Знакомство с представителями разных классов животных;
  • развитие эстетических чувств;
  • участие малышей в посильной работе по уходу за растениями и животными, нас окружающими;
  • приобщение родителей к выполнению сезонных поделок.
  • Работа по развитию умения видеть красоту природы (живой и неживой), восхищаться ею и т. д.;
  • тренировка навыка насыпать корм в кормушки, не просыпая его;
  • систематический уход за растениями на участке (полив или — для первой младше — помощь в поливе);
  • уборка опавших листьев на территории участка и снега на дорожке, ведущей к зданию группы;
  • совместное с родителями создание поделок из природного материала (например, «Дары осени»).
Средняя
Акцент делается на активизацию познавательной активности у малышей.
  • Побуждение бережно распоряжаться доступными природными богатствами;
  • развитие свободного общения между детьми по поводу процесса и результатов трудовой и игровой деятельности.
  • Уход за растениями на участке и в группе (полив);
  • создание вместе с родителями проектов по защите окружающей среды (стенгазет с рисунками животных, растений, нуждающихся в защите);
  • помощь малышей в создании кормушек для птиц;
  • уборка листвы и снега с территории участка;
  • проведение систематических бесед о важности сохранения природы.
Старшая
Акцент на расширение круга знаний относительно животного и растительного мира родного края (связь с патриотическим воспитанием).
  • Знакомство с животным и растительным миром родного края, страны;
  • обогащение представлений о ценности природы;
  • практическое участие семьи в экологическом воспитании малышей.
  • Занятия трудовой деятельностью, связанной с защитой природы (полив растений);
  • создание совместно с родителями агитационных стендов по защите животных и растений родного края, а также изготовление скворечника своими руками;
  • проведение бесед о природе страны, а также о необходимости заботы о домашних животных.
Подготовительная
Акцент на изучение правил поведения на природе, знакомство с видимыми явлениями Вселенной, а также рассмотрение значимости воды в нашей жизни.
  • Познакомиться с такими явлениями Вселенной, как звёзды, солнце;
  • изучить основные свойства воды;
  • формировать бережное отношение к природе через заботу о чистоте местности.
  • Продолжение занятий трудовой деятельностью;
  • выполнение простых экспериментов с водой (в воде прорастают корни и побеги у некоторых растений, например, у лука и бобовых);
  • участие вместе с родителями в театрализованных постановках на тему правильного поведения на природе.
Методы и приёмы

·         проблемно-поисковый (поиск источников, приёмов работы по практическому внедрению темы во взаимодействие с детьми, также разных форм подачи результатов рассмотрения выбранного вопроса.



·         практический (внедрение основ теоретического освоения темы на практику — этап работы с детьми).



В рамках проблемно-поискового метода буду изучать теорию, черпая информацию из методической литературы, интернет-источников. Что касается практического метода, то в этом случае речь идёт о работе с объектами образовательного процесса (детьми и родителями), и перечень приёмов здесь не в пример длиннее.

Наглядность: Наглядно-образное мышление дошкольников определяет наглядность основным приёмом работы с ними. Любой аспект реализации теории на практике должен подкрепляться иллюстрациями, картинками, стендами, игрушками. Например, в рамках рассмотрения темы экологического воспитания в младшей группе дети знакомятся с таким классом животных, как насекомые, и без рассмотрения альбома «Насекомые», безусловно, не обойтись. В процессе работы с темой «Развитие навыков рационального взаимодействия детей старшей группы с окружающей средой» участники образовательного процесса мастерят кормушки и скворечник. В этом виде деятельности поможет просмотр видео, а также рассматривание схем сборки сооружений (вместе с родителями).



Наблюдение

Экологическое воспитание — часть образовательного процесса, которая гармонично вписывается не только структуру занятий по окружающей среде, но и в другие виды деятельности в рамках программы детского сада. Так, на прогулке возможно реализовать основную часть задач, поставленных перед воспитателем выбранной темой самообразования. И, конечно, в процессе проведения досуга на свежем воздухе наиболее благоприятным этапом для раскрытия тех или иных вопросов, связанных с природой и ролью человека в ней, является наблюдение. Например, в средней группе, где, как уже отмечалось, акцент делается на познавательную активность малышей, в качестве объектов наблюдения предлагаются:

·         растения, насекомые и животные, которых можно увидеть на территории участка или детского сада;

·         осадки (снег, дождь, туман);

·         трудовая деятельность человека, связанная с окружающей средой (например, работа дворника).

  • Беседа

Учитывая важность такого аспекта работы с детьми-дошкольниками, как развитие речи, без звучащего слова не обойтись ни при каких условиях. Воспитатель не только даёт инструкции, объясняет то или иное задание, информационный блок, но и даёт словесную оценку любым действиям ребёнка. Для дошкольников это самый действенный способ донести суть одобрения или неодобрения их действий. Беседу можно выстраивать в вопросно-ответной форме («Кто изображён на картинке? Какое сейчас время года?» и пр.). Или, например, при работе над темой экологического воспитания в средней группе воспитатель, мотивируя к трудовой деятельности, показывает картинки, на которых дети в детском саду собираются на улицу, убирают листву на территории. Задача малышей — прокомментировать каждую иллюстрацию, а затем составить цельный рассказ по картинкам, разложенным в правильном порядке.


Стихотворения, песни, загадки

Эти словесные приёмы актуальны для работы над любой темой, к тому же они способствуют развитию связной речи ребят. Используются они на этапе мотивации малышей к той или иной деятельности, в качестве физкультпаузы, а также при подведении итогов занятия.

Театрализация

Это приём можно эффективно использовать в работе с родителями в том числе. Например, при проведении открытого занятия-ярмарки «Осенние дары», на котором не только дети старшей или подготовительной группы представляют свои работы, но и их родители в образах «Осени», «Ветра», «Дождя» рассказывают о своей «работе» в это время года.

Игра

Это самый универсальный приём в работе с детьми, так как игровая деятельность является ведущей у дошкольников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий